воскресенье, 19 марта 2017 г.

"Белый" гринвошинг, на который можно согласиться


Изображение с сайта http://www.greenmind.com.ua
Есть страны, где органика и натуральные продукты - уже повседневность. В Украине же пока зеленое движение на позднем этапе становления. То есть, появилось достаточно желающих пользоваться полезным и натуральным, это стало модным, уже можно найти действительно органические товары, но еще мало кто знает, что за этими громкими словами должно стоять. Этим пользуются "черные" гринвошеры" и выдают среднестатистический продукт за что-то полезное для человека и природы.


На самом деле большой или маленький экослед оставляют все товары и любая деятельность, ведь мы расходуем ресурсы и оставляем отходы. В европейских странах и США товары с улучшенными экологическими характеристиками уже давно маркируют в помощь желающим быть экофрендли. Злоупотреблениями зеленым маркетингом там уже переболели. Поэтому маркировкам известных сертифицирующих организаций можно доверять. А гринвошинг, когда утверждают об экопреимуществах, не имея на то оснований, дело редкое.


У нас тоже можно выбрать органическую или экосертифицированную еду,  бытовую химию и косметику. С тех пор, как организация "Живая планета" стала органом сертификации, законно называть свой товар экологичным, натуральным, безопасным для природы, био и т. п. могут только те, кто получил их сертификат и получил значок "зеленый журавлик". Или имеет международный сертификат. Все остальные, кто заявляет об органичности, натуральности и экологичности своей продукции, даже если это действительно близко к истине, стали гринвошерами.


Что же в нем плохого, в этом гринвошинге?


С его помощью вами манипулируют, при этом гринвошинг иногда выглядит как легкое лукавство, а иногда - как циничный обман. Более опытные коллеги уже описали 7 причин, почему гринвошинг - это зло:


1) Прикрытый компромисс. Из-за одного незначительного улучшения продукт начинают называть экологичным. Хотя его производство, транспортировка и тем более утилизация по-прежнему загрязняют природу. Также для меня компромиссом, на который я не согласна, является, когда на упаковке средства написано, что оно без SLS, а в его составе - кокосульфат.


2) Отсутствие доказательств. Никому не нравятся самозванцы и обманщики. Поэтому когда я читаю утверждения о натуральности и безвредности, исследую этикетку полностью: настолько ли натурален продукт и что значит - "не вредит природе". Часто встречаю компоненты, запрещенные в европейских сертифицированных средствах, в так называемых экосредствах местных производителей, например, ЭДТА - комплексообразователь, который не разлагается и загрязняет водоемы соединениями тяжелых металлов (собственно, чтобы связывать соли металлов и смягчать воду, он и добавляется в средство).


3) Неопределенность. Расплывчатое утверждение о каких-то преимуществах каждый понимает в меру своей "зеленой распущенности". Можно нафантазировать себе то, чего на самом деле нет.


4) Ненужное утверждение. Например, заявление про отсутствие холестерина в растительном масле. А его там и не бывает! Или про отсутствие компонентов, которые запрещены вообще государством, и их нет ни в одном подобном товаре.


5) Явный обман. Когда производитель на сайте создает впечатление, что его продукция имеет, например, сертификат ECOCERT, но это не так. На деле оказывается, что сырье для этой косметики соответствует требованиям ECOCERT. Я так и не решилась купить такую "натуральную" косметику, хотя ее состав выглядел заманчиво. Меня остановило недоверие, вызванное таким обманом. А вдруг то, что написано на этикетке, тоже неправда?


6) Меньшее из двух зол. Как бы вы отнеслись к сигаретам с экомаркировкой? Здесь прослеживается явный цинизм: пользы от них для здоровья больше не стало. Можно подискутировать и по поводу алкогольных напитков с экомаркировкой.


7) Фальшивый знак сертификации. Этот пункт перекликается с пунктом №5, но производитель в своем обмане зашел еще дальше и присвоил себе то, на что не имеет права. Вспоминается недавний скандал с российской маркой Green Pharma. А иногда кто-то наносит знак, очень похожий на значок какого-то известного сертификата.


И хотя я не люблю, когда меня обманывают, в некоторых случаях я соглашаюсь на гринвошинг.


Почему?


Во-первых, экосертификация - дело добровольное и стоит больших денег. Не каждый маленький, но добросовестный производитель сможет себе ее позволить на начальном этапе своей деятельности.

Некоторые нераскрученные украинские марки без сертификатов имеют натуральный состав и экофрендли упаковку. Их безопасность для человека и природы может не уступать параметрам сертифицированных товаров. Возможно, они начали производить свой продукт еще до того, как экосертификация в Украине начала набирать обороты, поэтому искренне говорят о своих зеленых преимуществах, хотя это теперь незаконно. И теперь им нужно искать новые способы, как себя позиционировать, если они не готовы вкладывать деньги в экосертификацию своего маленького производства.

Я могу пойти на компромисс и простить проблему из пункта №2, если верю своим глазам и ощущениям без официальных доказательств. Например, меня не отталкивает отсутствие сертификатов у твердых мыл от PLANTA и ЯКА. Для меня это "белый" гринвошинг.
Мыло PLANTA


Во-вторых, хотя значок органической или экологической сертификации в какой-то мере облегчает выбор, он не освобождает от ответственности выбирать сознательно. Даже официально сертифицированные товары можно назвать компромиссом или меньшим из двух зол.

Например, увлекшись раздельным сбором отходов, я задаюсь вопросом, как мне утилизировать пакетики без маркировки из-под экосертифицированного стирального порошка от "Де Ла Марк". Да и пластиковые распылители от их жидких средств имеют металлическую решеточку, и по большому счету ее нужно как-то удалить, прежде чем сдавать на переработку.





















Подобная проблема возникла  и с майонезом от "Щедро" в пластиковой упаковке, который я какое-то время покупала - сдать на переработку можно только пластмассовую крышечку, а сама упаковка хотя формально и перерабатывается, но не принимается. Поэтому, к сожалению, я пополнила городскую свалку полимерами (теперь я выбираю майонез в стеклянной банке без сертификата, но с хорошим составом, к тому же, он производится недалеко от нас, поэтому имеет меньший транспортный след).




Если быть объективным, то и сертифицированным товарам с законно полученным знаком "зеленый журавлик" есть над чем поработать для уменьшения экоследа.

Поэтому я решила пользоваться экосертификатом как подсказкой при выборе безопасной продукции, но не перекладывать свою ответственность на других и быть сознательным потребителем.

А в каких случаях вы готовы согласиться на гринвошинг?

Комментариев нет:

Отправить комментарий