понедельник, 26 января 2015 г.

Как почистить старую сковороду: не очень удачный опыт

Я уже давно слышала о способе очищения сковороды от нагара с помощью раствора силикатного клея и мыла. А тут прочитала пост "25 одноразовых вещей, которые можно заменить на многоразовые" на rodovid.me и вдохновилась почистить свою старую сковороду. Правда, она не чугунная, как советуется в том посте, а алюминиевая. Но из-за толстого черного слоя нагара, накопившегося за долгие годы (я ею пользовалась аж в студенческие годы, а до меня ею пользовалась моя мама), вполне могла бы сойти за чугунную.


Рецепты очищения сковородок в Сети встречаются часто. Они так поданы, что мне казалось, стоит прокипятить в моющем растворе сковородку, и черный налет с легкостью отпадет сам. Ну максимум - при помощи металлической мочалки.


Итак, что предлагают опытные хозяйки по этому поводу:


1) Делается щелочной раствор с помощью силикатного клея (жидкое стекло, за счет гидролиза в водном растворе образует щелочную реакцию).


2) Туда добавляется натертое на терку хозяйственное  мыло, которое, кстати, тоже гидролизует. В то же время мыло является анионным ПАВ, облегчающим процесс удаления загрязнений жировой природы. И сам щелочной раствор омыляет заполимеризовавшийся жир.


3) В этом растворе кипятится загрязненная посуда, после чего нагар должен легко отслоиться и удалиться. Во всяком случае, так кажется после прочтения подобных рецептов.


Как же оказалось на самом деле?


Не так всё просто.


Я сделала так:
  • в большой пластмассовый таз налила горячей воды и растворила в нем силикатный клей;
  • натерла туда хозяйственное мыло, помешала, чтобы все растворилось;
  • положила в этот раствор сковородку и оставила до следующего дня.


На следующий день взяла металлическую мочалку и - ничего! Не оттирается! Взяла нож - с большими услилиями немного нагара удалось снять (пока не порезала палец).


Может, конечно, дело в том, что мне не в чем было прокипятить мою сковородку. Но практически те же самые процессы с пригоревшим жиром, что происходят  при нагревании в этой смеси, должны происходить и в более холодном растворе, только медленнее. Разве что пузырьки воздуха во время кипения могут как-то повлиять на рыхлость налета.


Я насыпала в этот раствор кальцинированной соды (чтобы еще повысить рН). Сковороду сильно разогрела на плите и аккуратно поместила назад в раствор. Оставила еще на 1 день.


Теперь удаление нагара ножом пошло веселее. Но даже тонкий налет на внутренней стенке не снимался металлической мочалкой. Наждачная бумага тоже не помогла.


Тогда я набрала почти полную сковородку этого щелочного раствора и поставила ее на медленный огонь на пару часов. Воду по мере выкипания подливала.


После этой процедуры изнутри сковородку удалось очистить с помощью ножа. Но внешняя сторона не поддавалась. А я не сдавалась. Разогрела сковороду и оставила ее в щелочном растворе еще на день.


К моей радости, после таких издевательств налет стал более рыхлым. На некоторых участках снимался ножом достаточно легко. А в тех местах, где он прочно закрепился, мой муж, которому надоел таз в ванной, удалил его зубилом
(наверное, болгаркой было бы лучше :) ).




Результатом я не очень довольна - было приложено столько усилий, но сковородка не стала как новая:
До
После

Кстати, муж предлагал более быстрый и легкий способ - положить эту сковородку в огонь, чтобы налет выгорел, а затем смыть его с помощью губки и любого моющего средства. Но разводить костер во дворе многоквартирного дома не удобно. В лес же мы пойдем не раньше весны. А вы что-нибудь слышали про такой способ? Если у кого-то так получалось привести в порядок старую сковороду - поделитесь опытом.

P.S. Я попробовала было налить немного промышленного средства от нагара и копоти на основе NaOH, но алюминий с ним реагирует - начала появляться белая пенка из-за образования водорода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий